Высокие дозы витамина D во время беременности улучшили память 10-летних детей
Исследование показало, что прием витамина D3 во время беременности в дозе, в семь раз превышающей стандартную, может улучшить память у детей в возрасте 10 лет. Результаты опубликованы в журнале JAMA Network Open.
Ученые из Дании провели анализ данных Копенгагенского проспективного исследования астмы у детей — рандомизированного клинического исследования, начатого в 2010 году. Изначально в нем участвовали 623 пары мать–ребенок, и его целью было выяснить, снижает ли витамин D риск астмы у малышей. Защитного эффекта не обнаружили, но спустя 10 лет авторы решили проверить, как добавки повлияли на когнитивное развитие.
Как устроено исследование
Матерей случайным образом разделили на две группы. Начиная с 24-й недели беременности и в течение недели после родов одна группа получала стандартную дозу витамина D3 — 400 МЕ в сутки. Другая группа принимала 2800 МЕ в сутки, то есть в семь раз больше. Важно отметить, что в России стандартные дозировки для беременных выше: обычно рекомендуют 1000–2000 МЕ в сутки.
Через 10 лет 498 детей прошли двухдневное нейропсихиатрическое тестирование. 247 из них подвергались воздействию высоких доз витамина D внутриутробно, остальные 251 ребенок — стандартных доз. Тестирование включало развивающие игры и головоломки для оценки 11 когнитивных функций: разных типов памяти, IQ, скорости реакции, внимания.
Что показали тесты
Дети из группы с высокими дозами витамина D3 показали лучшие результаты в тестах на вербальную память — способность запоминать словесную информацию. Они также лучше справились с заданиями на зрительную память: запоминание образов, цветов, форм и расположения объектов. Однако различий в общем уровне IQ, объеме рабочей памяти, внимании, скорости обработки информации или скорости реакции не обнаружилось.
Авторы подчеркивают, что результаты подтверждают гипотезу о положительном влиянии пренатального витамина D на некоторые когнитивные способности. Вместе с тем ученым не удалось установить точный пороговый уровень витамина D в крови матери, при котором улучшения становятся значимыми.
Предыдущие наблюдательные исследования давали противоречивые данные, однако два метаанализа указывали, что более высокий уровень витамина D у матери связан с лучшими когнитивными показателями и меньшим риском расстройств аутистического спектра и СДВГ у детей. Новое РКИ добавляет весомые аргументы в пользу этой связи, хотя и требует дальнейших исследований.
Комментарии
0 всего